_Василий_Михайлович

Дыкин Василий Михайлович (01.01.1893, Ряжск Захуптская слобода - 15.10.1973, Ряжск). Родился в семье го­сударственных крестьян. Имел начальное образование. Проходил службу в Царской армии. 20.10.1917 г. венчался с Семыкиной Еленой Филатовной. В 1936 году вступил в колхоз «12 декабря». Работал бригадиром. Участник Великой Отечественной войны, ефрейтор. Службу проходил с 20.02.1942 г. по 06.07.1944 г. в 163-й отд. м. ст. бр. Был ранен. Лечение проходил в Иркутском эвакогоспитале 1220. В 1944-1950 гг. работал в колхозе «12 декабря» Захуптского сельсовета. С апреля 1950 г. по 31 ок­тября 1952 г. - плотник Ряжского черепичного завода. В 1952-1973 - пенсионер.

Источники: ГАРО. Ф. 627. Оп. 269. Д. 10. Л. 2.; Ф. Р-4289. Оп. 2.Д. 14. Л. 11., Д. 38. Л. 2., Д. 78.Л. 2.; Архив ГУ - Управления ПФР по Ряжскому району Рязанской области \\ Пенсионное дело инвали­да войны Дыкина Василия Михайловича; Дыкин Василий Михайлович \\ Солдаты Победы. 1941-1945. Рязанская область \ Правительство Ряз. обл. - Т. 7. - Ряжский район. - Рязань, 2016. - С. 207; Филимонов С.В. В Захупте или книга для сына. - Рязань, 2022. - С.47-51; Мазалов В., Филимонов С. Крестьянин Василий Дыкин. - Рязань, 2015. - С. 181-189.

С.В. Филимонов

* * *

Мой дед Василий Дыкин

(из книги  Филимонова С.В. В Захупте или книга для сына)

"Последний год дед Василий лежал, почти не вставая. Хвори и болезни сковали его. Он смотрел на фотографии развешенные по стенам. Всматривался в родные лица: вот Маруська - единственная дочь, любимая; вот сыновья - Иван, Алек­сей, Александр; а вот и убиенный младшенький Колька, Царство ему Небесное.
Смотрели на Василия с фотографий внуки, радостные и бесшабашные. Что ждет их впереди? Молился он за них и просил им счастья. Этим и жил. День и ночь думал о своей жизни, копался в ней, «итожил то, что прожил», задавался вопросом: «Так ли жил?».
Вспоминал, как светился от счастья, когда захуптский священник пропел: «Вен­чается раб Божий Василий рабе Божией Елене во имя Отца, Сына и Святого Духа!». - Радовался, хорошую жену Бог послал! Давно она ему приглянулась. Красивая. Милая. Веселая. Вон как плясала, когда отец ее Филат разворачивал гармонь.
И хотя сам был не последним парнем в Захупте: и ладный, и статный, а не один год добивался он Елены. Соседский Егор занимал ее сердце. Но как го­ворит пословица: «Всякая невеста для своего жениха рождается». Полюбила и Елена Василия. Вот и венцы над их головами. И венчальные свечи горят. И свя­щенник соединяет их и читает молитву: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!», а потом желает им, чтобы их любовь, как венчальные свечи, была чиста и пламенна.
И не знают они, что через несколько дней в путь по стране отправиться революция, поставив жизнь на дыбы. Отрекутся многие от старого мира. А Василий, познавший цену крестьянским традициям, послуживший Отечеству в Царской армии, подумает, поразмыслит, послушает отца своего, да и решит не поганить себя предательством и, принимая новое, не откажется от своего прошлого.
Как он мог отказаться от Бога? Разве мог он поверить оголтелым активи­стам, что Бога нет? Почему он должен был верить им и не слушать своего серд­ца и слов своих родителей?
Пройдет время, и он будет работать бригадиром в захуптском колхозе «12 декабря». И, по-прежнему, перед тем как начать работу: взяться за соху, укла­дывать сено в стога, отправлять снопы в молотилку, он перекрестится и ска­жет: «Ну, с Богом!..»
Всю свою жизнь дед усердно молился Спасителю, обращался в трудные ми­нуты к Богородице, почитал Николая Угодника. Они помогали ему, хранили и давали силы для жизни. В конце двадцатых годов посчитали их семью кулац­кой. За что? - Работали много. Семью пытались накормить. А семья была боль­шой: жили все вместе в родительском доме, вели одно хозяйство. И Василий, и брат Дмитрий были всю жизнь работягами. Переняли от отца Михаила Андре­евича умение в плотницком и столярном деле. Могли и для собственного хо­зяйства и на заказ изготовить телегу или сани, смастерить соху или нехитрую мебель. На двух лошадях пахали Василий с Дмитрием захуптские огороды, за­рабатывая копеечку.
Формировали из глины и обжигали кирпич, подумывая о строительстве до­мов и разделении хозяйства. Родной племянник Петр, которого после смерти родителей воспитывали в их семье, увлекшись классовой борьбой, отправил до­нос, о том, что Дыкины- кулаки.
И уже собрали пожитки и приготовились к дальней дороге. Но Господь за­ступил ся, вложив в голову партийного активиста Казарина разум и правильные слова в уста. Предложил парторг Пете-племяннику, как члену кулацкой семьи, , - последовать со своими родственниками в далекие Сибирские края. Присмирел после таких слов Иуда-племянник, и дело закрылось.
На коленях стоял Василий перед чудотворной Боголюбскбй иконой Божь­ей Матери в захуптской церкви. Слезы текли но его щекам. Заступилась Цари­ца Небесная. Спасла.
Молился и за Петра. Просил простить его. Правда, жизнь племянника не за­ладилась, погиб трагически. В 1930 году уехали в деревню Красная Степь. Реши­ли по-новому вести хозяйство. Здесь отводили крестьянам земли для обработ­ки. За землей сюда приехали многие захуптские семьи: Калитины, Толмачевы, Киселевы, Скрябины, Марковы. Но дело не пошло, Красная Степь не спасла от жизненных проблем.
Страшный голод начала тридцатых испытывал не просто на прочность, все находились между жизнью и смертью. Корова-кормилица спасла всех. Господь Бог не дал никому умереть. Выжили.
Очередное испытание случилось в августе сорок четвертого. Восстанавливая мост для прохождения боевой бригады, сорвался с него и сломал позвоночник. Целых шесть месяцев лечился у военных хирургов в Иркутском эвакогоспита­ле. Лечение стало для Василия настоящим жизненным экзаменом - три меся­ца он лежал неподвижно в гипсе и только после этого ему назначили многочис­ленные процедуры, приводившие его в движение. Вытерпел. Выдержал. Встал. Господь поднял. Молился Спасителю день и ночь. Надеялся. Верил.
В семьдесят первом трагически погиб сын Николай. Сноха саданула ему в спину ножом. Как пережил такое? Откуда взял силы? - Его сила была в молит­ве, в любви и заботе о близких. Жил только этим. Жил так всю свою жизнь. И вот теперь жизнь его была на излете. Столько всего передумал за эти дни. Все пытался ответить на вопрос: правильно ли жил?
Казалось, что правильно: и детей родил, и дом построил, и множество де­ревьев посадил. Ошибался? - Ошибался, ведь живой человек! Не ошибался в од­ном: никогда не предавал Бога, родную землю и род свой".