Дыкин Василий Михайлович (01.01.1893, Ряжск Захуптская слобода - 15.10.1973, Ряжск). Родился в семье государственных крестьян. Имел начальное образование. Проходил службу в Царской армии. 20.10.1917 г. венчался с Семыкиной Еленой Филатовной. В 1936 году вступил в колхоз «12 декабря». Работал бригадиром. Участник Великой Отечественной войны, ефрейтор. Службу проходил с 20.02.1942 г. по 06.07.1944 г. в 163-й отд. м. ст. бр. Был ранен. Лечение проходил в Иркутском эвакогоспитале 1220. В 1944-1950 гг. работал в колхозе «12 декабря» Захуптского сельсовета. С апреля 1950 г. по 31 октября 1952 г. - плотник Ряжского черепичного завода. В 1952-1973 - пенсионер.
Источники: ГАРО. Ф. 627. Оп. 269. Д. 10. Л. 2.; Ф. Р-4289. Оп. 2.Д. 14. Л. 11., Д. 38. Л. 2., Д. 78.Л. 2.; Архив ГУ - Управления ПФР по Ряжскому району Рязанской области \\ Пенсионное дело инвалида войны Дыкина Василия Михайловича; Дыкин Василий Михайлович \\ Солдаты Победы. 1941-1945. Рязанская область \ Правительство Ряз. обл. - Т. 7. - Ряжский район. - Рязань, 2016. - С. 207; Филимонов С.В. В Захупте или книга для сына. - Рязань, 2022. - С.47-51; Мазалов В., Филимонов С. Крестьянин Василий Дыкин. - Рязань, 2015. - С. 181-189.
С.В. Филимонов
* * *
Мой дед Василий Дыкин
(из книги Филимонова С.В. В Захупте или книга для сына)
"Последний год дед Василий лежал, почти не вставая. Хвори и болезни сковали его. Он смотрел на фотографии развешенные по стенам. Всматривался в родные лица: вот Маруська - единственная дочь, любимая; вот сыновья - Иван, Алексей, Александр; а вот и убиенный младшенький Колька, Царство ему Небесное.
Смотрели на Василия с фотографий внуки, радостные и бесшабашные. Что ждет их впереди? Молился он за них и просил им счастья. Этим и жил. День и ночь думал о своей жизни, копался в ней, «итожил то, что прожил», задавался вопросом: «Так ли жил?».
Вспоминал, как светился от счастья, когда захуптский священник пропел: «Венчается раб Божий Василий рабе Божией Елене во имя Отца, Сына и Святого Духа!». - Радовался, хорошую жену Бог послал! Давно она ему приглянулась. Красивая. Милая. Веселая. Вон как плясала, когда отец ее Филат разворачивал гармонь.
И хотя сам был не последним парнем в Захупте: и ладный, и статный, а не один год добивался он Елены. Соседский Егор занимал ее сердце. Но как говорит пословица: «Всякая невеста для своего жениха рождается». Полюбила и Елена Василия. Вот и венцы над их головами. И венчальные свечи горят. И священник соединяет их и читает молитву: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!», а потом желает им, чтобы их любовь, как венчальные свечи, была чиста и пламенна.
И не знают они, что через несколько дней в путь по стране отправиться революция, поставив жизнь на дыбы. Отрекутся многие от старого мира. А Василий, познавший цену крестьянским традициям, послуживший Отечеству в Царской армии, подумает, поразмыслит, послушает отца своего, да и решит не поганить себя предательством и, принимая новое, не откажется от своего прошлого.
Как он мог отказаться от Бога? Разве мог он поверить оголтелым активистам, что Бога нет? Почему он должен был верить им и не слушать своего сердца и слов своих родителей?
Пройдет время, и он будет работать бригадиром в захуптском колхозе «12 декабря». И, по-прежнему, перед тем как начать работу: взяться за соху, укладывать сено в стога, отправлять снопы в молотилку, он перекрестится и скажет: «Ну, с Богом!..»
Всю свою жизнь дед усердно молился Спасителю, обращался в трудные минуты к Богородице, почитал Николая Угодника. Они помогали ему, хранили и давали силы для жизни. В конце двадцатых годов посчитали их семью кулацкой. За что? - Работали много. Семью пытались накормить. А семья была большой: жили все вместе в родительском доме, вели одно хозяйство. И Василий, и брат Дмитрий были всю жизнь работягами. Переняли от отца Михаила Андреевича умение в плотницком и столярном деле. Могли и для собственного хозяйства и на заказ изготовить телегу или сани, смастерить соху или нехитрую мебель. На двух лошадях пахали Василий с Дмитрием захуптские огороды, зарабатывая копеечку.
Формировали из глины и обжигали кирпич, подумывая о строительстве домов и разделении хозяйства. Родной племянник Петр, которого после смерти родителей воспитывали в их семье, увлекшись классовой борьбой, отправил донос, о том, что Дыкины- кулаки.
И уже собрали пожитки и приготовились к дальней дороге. Но Господь заступил ся, вложив в голову партийного активиста Казарина разум и правильные слова в уста. Предложил парторг Пете-племяннику, как члену кулацкой семьи, , - последовать со своими родственниками в далекие Сибирские края. Присмирел после таких слов Иуда-племянник, и дело закрылось.
На коленях стоял Василий перед чудотворной Боголюбскбй иконой Божьей Матери в захуптской церкви. Слезы текли но его щекам. Заступилась Царица Небесная. Спасла.
Молился и за Петра. Просил простить его. Правда, жизнь племянника не заладилась, погиб трагически. В 1930 году уехали в деревню Красная Степь. Решили по-новому вести хозяйство. Здесь отводили крестьянам земли для обработки. За землей сюда приехали многие захуптские семьи: Калитины, Толмачевы, Киселевы, Скрябины, Марковы. Но дело не пошло, Красная Степь не спасла от жизненных проблем.
Страшный голод начала тридцатых испытывал не просто на прочность, все находились между жизнью и смертью. Корова-кормилица спасла всех. Господь Бог не дал никому умереть. Выжили.
Очередное испытание случилось в августе сорок четвертого. Восстанавливая мост для прохождения боевой бригады, сорвался с него и сломал позвоночник. Целых шесть месяцев лечился у военных хирургов в Иркутском эвакогоспитале. Лечение стало для Василия настоящим жизненным экзаменом - три месяца он лежал неподвижно в гипсе и только после этого ему назначили многочисленные процедуры, приводившие его в движение. Вытерпел. Выдержал. Встал. Господь поднял. Молился Спасителю день и ночь. Надеялся. Верил.
В семьдесят первом трагически погиб сын Николай. Сноха саданула ему в спину ножом. Как пережил такое? Откуда взял силы? - Его сила была в молитве, в любви и заботе о близких. Жил только этим. Жил так всю свою жизнь. И вот теперь жизнь его была на излете. Столько всего передумал за эти дни. Все пытался ответить на вопрос: правильно ли жил?
Казалось, что правильно: и детей родил, и дом построил, и множество деревьев посадил. Ошибался? - Ошибался, ведь живой человек! Не ошибался в одном: никогда не предавал Бога, родную землю и род свой".