Есаулов (настоящая фамилия Петров) Андрей Петрович (около 1800 - 1850-е, Рязань), русский композитор, дирижер, скрипач.
"Романтическая жизнь А. П. Есаулова заслуживала бы описания", - говорит П. В. Анненков, русский публицист и критик 19 века. Однако биографические сведения о композиторе весьма разрозненны и скудны. Точные дата и место рождения Есаулова неизвестны. Родился он, вероятно, в конце 18 – начале 19 веков. Андрей Петрович был незаконным сыном помещика Есаулова, и все знали его под той же фамилией, хотя по паспорту он значился Петровым - обстоятельство, которое он тщательно скрывал. В тайне происхождения, по мнению некоторых исследователей жизни и творчества композитора, лежит одна из причин крайне неровного, самолюбивого, гордого и неуживчивого характера Есаулова. Детские годы провел в городе Ряжске Рязанской губернии, где получил прекрасное домашнее музыкальное образование. По воспоминаниям одного из учеников композитора, отец его был человеком «знатным и богатым». Сам же Есаулов «был прекрасно образован в светском смысле, с благородными наклонностями, неподкупной честности и неспособен ни на какой низкий поступок».
Известно также, что Есаулов отбывал воинскую повинность и дослужился до чина прапорщика. В официальном документе 1830 года он назван отставным прапорщиком. Вероятно, ещё во время пребывания на военной службе Есаулов исполнял обязанности полкового учителя и военного капельмейстера. Эти должности он занимал в воинских частях и после окончания срока обязательной службы и выхода в отставку.
Обладая капризным, неуживчивым характером, он не ладил со своим начальством и часто переходил на службу из одного полка в другой, а порой оставался и вовсе без места и совершенно без денег. Из воспоминаний ученика композитора: "Образ жизни Есаулова был странен: в большом зале его квартиры вся мебель состояла из стола и двух стульев, прислуги он не держал никакой, сам рубил дрова, мыл белье и готовил обед. Обычным одеянием его служил модный тогда плащ без рукавов из непромокаемой материи, под которым он неизменно носил футляр со скрипкой...".
В таком положении он очутился в конце 20 – х годов 19 века, когда приехал в Москву. Здесь Андрей Петрович Есаулов познакомился с близким другом Александра Сергеевича Пушкина, Павлом Воиновичем Нащокиным, большим любителем музыки, и поселился у него. Нащокин, ощущая несомненную талантливость композитора, принимал живое участие в его судьбе, используя свои близкие отношения с музыкантами и театральной администрацией. Он специально для Есаулова устраивал квартетные вечера. В состав, организованного Нащокиным квартета, входили скрипачи В. И. Живокини (артист московского театра), А. М. Щепин (ученик театрального училища), сам Есаулов, игравший на альте, и виолончелист Н. И. Куликов (артист оркестра московских театров), оставивший весьма ценные записки о Есаулове.
В 1828 году Андрей Петрович Есаулов выступил впервые как композитор со своим первым печатным романсом на французский текст «Ton regard»(«Твой взгляд»). В том же году издается второй романс, посвященный "русской армии", - "Военная песня". "Московский телеграф" отмечает первую композицию Есаулова следующей рецензией: "Отдаем должную похвалу музыке; она сочинена с большим вкусом и весьма приятна. Это первый еще опыт г-на Есаулова и доказывает прекрасный талант его». В начале 30 – х годов им также были написаны и изданы романсы: на слова Жуковского «Утешение» и на слова П. Катенина «Певец услад». Благодаря хлопотам Нащокина 30 апреля 1830 года директор московских театров Ф. Ф. Кокошкин принял Есаулова на должность репетитора оперы, но уже в августе того же года Есаулов покидает эту службу.
Вероятно в начале 30 – х годов, - у Нащокина - Андрей Петрович познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт заинтересовался талантом молодого композитора. Тогда же он передал Есаулову, незадолго перед этим написанное, в Болдине (5 октября 1830 года), и неизданное еще своё стихотворение «В последний раз твой образ милый», известное теперь большей частью под названием «Расставание». Композитор положил его на музыку и издал под заглавием "Прощание». Романс принадлежит к числу лучших произведений Есаулова.
В июле 1833 года Нащокин привозит Есаулова в столицу, Санкт - Петербург, и благодаря дружеским отношениям с директором императорских театров А.М. Гедеоновым устроил его скрипачом в оркестр Мариинского оперного театра. За мастерскую игру на скрипке Есаулов получил прозвище Русский Паганини.
К петербургскому периоду жизни Есаулова относятся издания его романсов: «Ноктюрн» («Любила я!»), посвященного М. Л. Яковлеву, «Она поёт, она играет» и «Контрданс для фортепиано». На службе в Мариинском театре А.П. Есаулов продержался всего несколько месяцев. Уже в марте 1834 года Пушкин писал Нащокину о нем: «Андрей Петрович в ужасном положении. Он умирал с голоду и сходил с ума. Соболевский и я — мы помогали ему деньгами скупо, увещаниями щедро. Теперь думаю отправить его в полк капельмейстером. Он художник в душе и в привычках, т. е. беспечен, нерешителен, ленив, горд и легкомыслен, предпочитает всему независимость. Но ведь и нищий независимее поденщика. Я ему ставлю в пример немецких гениев, преодолевших столько горя, дабы добиться славы и куска хлеба". Эти строки рисуют трогательное участие Пушкина к судьбе музыканта. Дальнейшая судьба Есаулова остается невыясненной, устроил ли его Пушкин капельмейстером в полк, как намеревался, сведений нет. Известно, что в 1834 году в пятом номере музыкального журнала А. Варламова "Эолова арфа" был напечатан романс Есаулова на стихи А.С. Пушкина "Гишпанская песнь" ("Ночной зефир") и вальс для фортепиано. В том же 1834 году в Москве был издан "Меланхолический вальс". Кроме того высказывалось предположение, что «Русалка» была задумана Пушкиным как либретто для оперы Есаулова.
Во вторую половину 30 – х годов Есаулов жил в городе Ряжске Рязанской губернии, а потом и в самой Рязани, где занимался с архиерейскими певчими и давал уроки музыки (фортепиано). В Рязани, в 40 – х годах, он принимал участие в организации благотворительного концерта архиерейского хора и оркестра Д. Д. Нарышкина в пользу приюта для бедных девиц духовного звания и написал концертную увертюру, оставшуюся неизданной. Концерт этот, по словам современника, рязанского композитора М. А. Виноградова, «сошел на славу и в художественном и материальном смысле».
Кроме светских музыкальных произведений Есаулов является автором и духовных сочинений. К числу ранних церковных композиций относятся духовные концерты, датированные 1825 годом: «Боже, Боже мой, вскую оставил мя еси» и «Благослови, душе моя, Господа». Точное число духовных песнопений композитора неизвестно. Предположительно, они были написаны в Рязани. Его церковные произведения исполнялись в духовных концертах и в церквах («Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Хвалите имя Господне», «Херувимская», «Не ввери мя человеческому предательству» и другие). Многие из них были изданы в начале 20 века.
Жизнь Андрея Петровича Есаулова оборвалась трагически в 50 – е годы. Он погиб в результате несчастного случая: утонул в реке Трубеж в Рязани; тело его не было найдено.

Музыкальные сочинения: Есаулов А.П. Певец услад: [для голоса с фортепиано]/слова Катенина; музыка А. Есаулова. – Москва: гр. и печ. У К. Венцеля, [1830]. – 3 с.; Есаулов А.П. « Хвалите имя Господне»//Духовно – музыкальные сочинения разных авторов. Сер. 5. – Москва: Изд. П. Юргенсона, 1896.; Есаулов А.П. Два вальса: для фортепиано/ Ред. Н. Рукавишникова. – Москва: Л.: Музгиз, 1950. – 5 с.; Есаулов А.П. Восемь романсов: для голоса с фортепиано/Общ. ред., биографический очерк и примечание В. Кисилева. – Москва: Л.: Музгиз, 1950. –35с.; Есаулов А.П. «Исайе, ликуй»//Венчание. - Москва: Живоносный источник, 1998. – С.23.
Литература и источники: Глумов А. Музыкальный мир Пушкина/А. Глумов. – Москва: Л.: Музгиз.,1950. – С. 235 – 244.; Шишкова М.П., Шишков К.А. Пушкин. Музыка. Эпоха/М. П. Шишкова, К. А. Шишков. – Тверь: Глаголь, 1999. – С. 128 – 130.; Есаулов//Музыкальная энциклопедия/Т.2. – Москва: Советская энциклопедия, 1974. – С. 378.; Плотникова Н.Ю. Есаулов А.П. // Православная энциклопедия/Т. XVIII. – Москва: Православная энциклопедия, 2008. – С. 681 – 682.; Есаулов (Петров) А. П. //Ряжская энциклопедия. – Рязань: Контраст, 2022. – С. 163.; Раевский Н.А. Друг Пушкина Н. В. Нащокин. – Л: Наука, 1976. – С. 42.; Попов С.С. Есаулов: биографический очерк//Советская музыка. – 1937. - №5. – С. 86 – 89.; Попов С.С. Забытый романс А. Есаулова на текст Пушкина: К новой публикации романса «Прощание»//Советская музыка. – 1937. - №5. – С. 76 – 85.; Серебряков В. Они знали поэта//Приокская правда. – 1987. – 3 февр.

Е.Е. Широкова

Есаулов А.П

 Издание романса А.П. Есаулова